“Аудиотехника HiFi и High-End. Краткий обзор”

1. Краткая историческая справка

Аудио (Audio) - термин, который сегодня произносят, имея в виду звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру.

Понятия звукозаписи и звуковоспроизведения возникли в конце XVIII века в связи с изобретением звукозаписывающего и звуковоспроизводящего устройства - граммофона (gramophone). Его изобретателем был Эмиль Бершнер, который в 1887 году получил патент на это устройство. Справедливости ради надо отметить, что до него Томасом Эдисоном в 1877 году был изобретен фонограф (phonograph).

Таким образом, именно изобретение граммофона можно считать первым audio-продуктом. Отметим, что это устройство является сугубо механическим, электронного усиления еще не существовало.

Безусловно, крупной вехой на пути развития audio-индустрии является изобретение в 1906 году Ли Де Форестом нового электронного устройства "трехэлектродного диода" , а именно - трехэлектродной вакуумной лампы-триода. Устройство, на базе которого впоследствии были созданы электронные усилители, то , без чего сегодня немыслимо ни одно audio-устройство. Наряду с механической записью в конце XIX века датским физиком Вальдемаром Паульсеном в 1898-1900 гг. была изобретена и практически опробована магнитная запись звука. Впоследствии усовершенствованная Пфлеймером, Карлсоном и др. имеет в настоящее время очень шипрокое распространение. В качестве носителя используется магнитная лента, магнитная проволока "специальная". Параллельно в 1877 году ведутся работы по усовершенствованию так называемой "мембраны" - устройства, преобразующего механические колебания в аккустические. Первым электроаккустическим преобразователем был электромагнитный телефон с механической мембраной в качестве излучателя.

В 20-х годах Ройс и Келлог изобретают электродинамическую головку прямого излучения "динамик". В 30-40 гг. созданы конусные громкоговорители с постоянным подмагничиванием.

2. Хронология этапов достижения высокой точности воспроизведения

1930-1940 гг. - Период интенсивных поисков, упорных исследований и непрерывно появляющихся неожиданных результатов.

1945 г. - Появление технологии FFRR (Full Frequency Rounge Recording), которую фирма DECCA применяет на своих проигрывателях с частотой вращения 78 об/мин. Полоса воспроизводимых частот 80-5000 Гц.

1947-1948 гг. - Внедрение микрозаписи на пластинке из пластмассы, скорость снижается до 33 об/мин. Грампластинка становится "долгоиграющей".

1948 г. - Появление иглы для проигрывания грампластинок с сапфировым и алмазным наконечником. Ламповые усилители становятся широкополосными до 20 кГц., достигают мощности 10 Вт.

1950 г. - Появление аккустических фазоинверторов, улучшающих работу на низкочастотных диапазонах при невысокой мощности.

1951-1952 гг. - Появление бытовых магнитофонов с магнитной лентой на основе из пластмассы.

1953 г. - Усовершенствование грамзаписи привело к необходимости улучшения воспроизведения высоких частот в аккустических системах. Появляются специальные ВЧ-головки. В усилителях вводится раздельные регулировки тембра по низким и высоким частотам.

1955 г. - Динамические звукосниматели приходят на смену кристаллическим. Введен стандарт R/AA для грамзаписи.

1958 г. - Повышение податливости новой системы звукоснимателя, что позволило снизить прижимную силу со 100-150 до 40-50 Nn.

1960 г. - Повсеместное внедрение стереофонии. Изобретение компакт-кассеты.

1969 г. - Рей Долби предлагаетсистему снижения шумов "DOLBY".

1968-1970 гг. - Внедрение в практику новых видов магнитных лент - кобальтовые, хромовые.

1982 г. - Выпуск фирмой PHILIPS совместно с SONY нового вида носителя - оптический диск диаметром 120 мм - компакт-диск (CD).

1985 г. - Появление цифровых магнитофонов DAT, быстро нашедших применение в студиях.

Конец 1990-х гг. - Разработка форматов SACD и DVD Audio.

3. HiFi - "высокая точность воспроизведения"

В 50-60гг. качество аппаратуры для записи и воспроизведения резко возрастает, свою лепту вносят такие фирмы как Telefunken, TANNOY, Philips, Meintoch Laboratory, Pioneer и др. Широкое распространение стереофонии потребовало от производителя нового взгляда на проблему высококачественного воспроизведения и записи. Постоянное усовершенствование аудиотехники выделило к 70-м годам аппаратуру " высокой точности" - High Fidelity, или сокращенно - HiFi.

Под высокой точностью (далее - HiFi) подразумевается как можно более точная передача первоначально задуманного музыкального материала, т.е. той музыки, которую мы можем услышать в концертном зале или студии звукозаписи. В идеале HiFi-аппаратура должна передовать все звуковые нюансы первоначально записанного музыкального материала - динамический диапазон, правильная передача тембра инструментов, пространственное расположение музыкальных инструментов.

Безусловного идеала не существует, потому что даже самая современная аппаратура, имеющаяся на сегодняшний день, способна лишь приблизизить слушателя к исходному музыкальному материалу. Определение HiFi основано в очень большой степени на субъективном критерии точности при воспроизведении музыки. На сегодняшний день существует большое количество методов измерений большинства параметров HiFi -аппаратуры .

Утверждать, что измерив те или иные параметры можно, создать идеальное устройство, было бы абсолютно неверным. Хотя нужно отметить, что любая приличная фирма обязательно занимается инструментальными измерениями. К сожалению, измерение физических величин не является абсолютно достаточным. Здесь можно вспомнить увлечение, например в 80-х годах , техническими данными, приводимыми фирмами в своих проспектах. Сегодня мы знаем массу хорошей аппаратуры, особенно это относится к ламповой технике, у которой данные "на бумаге" весьма средние. Классическим примером можно считать усилитель Ondaku фирмы Audio Note, обеспечивающий потрясающее качество звучания при весьма посредственных технических характеристиках. По всей вероятности последней инстанцией может считаться только субъективное воcприятие звука телом, то есть то, что человек реально слышит.

*****

Что нужно учесть при прослушивании музыкального материала?

Первое - ощущение точности воcпроизведения зависит от восприятия индивидуума. Несмотря на то , что слуховой аппарат является достаточно тонким инструментом, позволяющим регистрировать малейшие нюансы в музыкальном материале, он не является прибором стандартных показаний. Такого измерения с помощью слухового аппарата не произвести . Нет стопроцентной воспроизводимости слуховой экспертизы и со временем.

Установлено, что имеют место как слуховые ощущения, так и различные эффекты, существующие в слуховом воображении. Воздействие на слушателя может зависеть от его настроения, которое, как известно, меняется в больших пределах. Необходимо отметить, что при непосредственном прослушивании музыки, скажем в концертном зале, мы не только слышим, но и видим исполнителей, а при прослушивании музыки через аппаратуру этот фактор теряется.

Второе - происходит потеря "атмосферы" зала. От исполнителя до носителя проходит много ступеней преобразования. Носитель, будь то грампластинка, магнитная лента, оптический диск, являются в той или иной мере носителями искажений и шумов.

Третье - нет в природе и идеальных звукоснимающих элементов: звукосниматели, магнитные головки, усилители, микрофоны, различные фильтры. Все они увеличивают несоответствие исходного музыкального материала и того, что проходит через звуковую аппаратуру.

Все это приводит к потере информации звукового материала. Для того, чтобы эти отрицательные факторы проявлялись в меньшей степени, фирмы, разрабатывающие HiFi-аппаратуру устраняют в той или иной степени недостатки схемотехники и элементной базы (например, фирма Technics использует бамбуковый диэлектрик в конденсаторах, Audio Note использует серебро в дорогих моделях).

*****

Для оценки качества аппаратуры существует много методов. На двух из них хотелось бы остановиться.

Первый метод - "слепое тестирование". Два сравниваемых аппарата находятся за шторой, через которую не видно, какой из них работает. Анализ проводится группой экспертов.

Второй метод - получение "максимума информации" музыкального материала с одного и того же носителя. Один компакт-диск запускается на разных аппаратах, а затем путем сравнения выявляется тот аппарат, который выдает наиболее полную информацию (нечто подобное используют и известные разработчики аппаратуры).

Нужно отметить, что достаточно хорошо и надежно работает практически любая HiFi-аппаратура известных фирм, таких как SONY, DENON, Pioneer, ARCAM и.т.д.

 4. HighEnd-аудио

В 1991-1993 гг. в России появляется термин HighEnd. Появление этого термина связано с тем, что появляется большое количество фирм, рассчитывающих не просто на рядового покупателя звуковоcпроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры и без претензий относящихся к звуку, а на тех людей, которые хотят получить от своей аудиоаппаратуры максимум качества. Термин "HighEnd", который дословно можно перевести как "верхний предел", имеет масса трактовок, и используется не только в аудио, но и в других сферах жизни. Суть явления HighEnd-аудио заключается в том, что была сделана попытка с помощью аппаратуры воссоздать эмоциональную картину, передать по возможности то, что было задумано композитором. Сделать это возможно только с помощью аппаратуры, обладающей высокой точностью передачи всех нюансов музыкального материала.

С технической точки зрения аппаратура HighEnd является очень сложным устройством, как с точки зрения техники, так и с точки зрения применяемых материалов, из которых она изготовлена (достаточно вспомнить CD-плейер и конвертеры американских фирм Vaolia и Theta, трансформаторы, намотанные серебрянной проволокой чистоты "0.9999" фирмой Audio Note).

Также необходимо отметить, что существует направление, культивирующее так называемый "короткий тракт", то есть наименьшее расстояние прохождения сигнала плюс минимальная его обработка. В основном это лампопая техника (в частности - усилители) таких фирм, как Gamma, Audio Note, Anolio Research. Но наряду с ними существуют и транзисторные усилители, таких фирм, как PASS LABS, Chord, использующие тот же принцип.

Необходимо отметить, что в отличие от классического HiFi , High-End делается энтузиастами- аудиофилами, которые не только разрабатывают аппаратуру, являясь профессионалами своего дела в электронике, но и посещают концерты, прослушивая музыку в ее первозданном виде. Их можно назвать искателями музыкальной истины.

Большую роль играет дизайн аппаратуры, поэтому для разработки внешнего вида аппаратуры класса High-End привлекаются известные во всем мире дизайнеры, такие как Якоб Йенсен, Бо Кристенсон, Лоренс Дики, фирмы Bang & Olufsen, Primare, B & W, Nautilus. Цены на такую аппаратуру как правило высоки , что обусловлено как применением дорогих материалов, так и дорогой элементной базой. Зачастую аппараты собираются одним человеком "от и до", в этом случае фамилия изготовителя гравируется на табличке.

Безусловно есть и так называемый "начальный High-End", который более доступен среднему покупателю. Как правило эта аппаратура имеет минимум регулировок, поэтому пользоваться ей даже проще, чем аппаратурой класса HiFi (в HiFi, как правило, присутствует максимум регулировок), основное внимание уделяется качеству звучания. По качеству звучания HighEnd-аппаратура является самой "прозрачной" (некоторые авторы приводят в качестве аллегорического примера большое количество замутненных стекол, через которые мы смотрим на мир. В High-End технике этих "стекол" минимум и они "прозрачны").

Мы получаем наибольшее количество изначально заложенной музыкальной информации. Это одно из основных отличий техники класса High-End от массовой бытовой аппаратуры.

Есть мнение, что HiFi аппаратура - это аппаратура высокой точности воспроизведения (что абсолютно верно), а HighEnd - система красивого воспроизведения, что безусловно в корне неверно. Именно HighEnd-аппаратура озвучивает лучшие студии звукозаписи, это такие фирмы как B & W (акустика), Chord (усилители), Kurma (проигрыватели виниловых дисков). Основными поставщиками аппаратуры High-End являются США, Англия, Германия. Особое место принадлежит Японии, с одной стороны завалившей весь мир ширпотребом, с другой при общем упадке с конца 70-х годов до начала 90-х сохранившей настоящий High-End в основном в виде однотактных усилителей (ламповых) и рупорных акустических систем большой чувствительности.

Конечная цель любой High-End аппаратуры - наслаждение музыкой.

Появление аппаратуры такого класса потребовало нового качества носителей. Компакт-диски (СD) и виниловые диски, сделанные в 80-х годах, этим высоким требованиям не отвечали. И тогда в начале 90-х годов некоторые фирмы начали выпускать так называемые "аудиофильные" диски. К ним относятся: CD с золотым покрытием, HDSD-диски, JVC XRCD, а также так называемый "тяжелый" винил (180 г и более) с глубокой нарезкой бороздки и более длительным временем изготовления. Необходимо отметить великолепное качество LP-дисков (особенно американских оригиналов), сделанных в 50-70-х годах, часто обладающих даже лучшим качеством, чем современные носители. Очень хорошие результаты дает использование HighEnd-аппаратуры для прослушивания на ней этих носителей.

1990-е годы ознаменовались появлением большого числа новых цифровых форматов, таких как DCC, MiniDisс, MP3, SACD,DVD-Audio. С точки зрения высококачественного воспроизведения, которое к сожалению предоставляют только два формата - SACD и DVD-Audio, борьба за завоевание рынка между которыми еще только начинается. Mini Disc, и в особенности MP3, являются заведомо непригодными для высококачественного воспроизведения форматами, в силу того, что например в MP3 происходит одиннадцатикратное сжатие информации. С другой стороны носители этих форматов позволили создасть малогабаритные и удобные переносные устройства для записи и воспроизведения, а также дали возможность копирования информации из интернет.

5. Заключение

Сегодняшнее положение дел в мире аудио позволяет сделать некоторые выводы о путях развития. Безусловно, цифровая технтка будет все больше довлеть над аналоговой. Вероятно, появятся полностью цифровые системы, состоящие из источника в виде CD, SACD, DVD-Audio, цифровых усилителей, акустических систем с головками из более современных материалов. Вторым направлением будут аналоговые системы, состоящие из аналоговых проигрывателей виниловых дисков, ламповых или транзисторных усилителей, катушечных или каcсетных дек, и акустических систем относительно большого размера, в которых будут применены головки с бумажными диффузорами.

Сергей Петухов, 2000 г.

Hosted by uCoz